Многие годы, медные трубы с алюминиевым оребрением являлись типичным выбором для конденсаторных теплообменников в климатическом оборудовании, но по причине стремительно растущих цен на медь, производители в последнее время начали серьезно рассматривать применение алюминиевых труб в качестве одного из способов снижения себестоимости и повышения энергоэффективности.
Конденсаторные теплообменники с алюминиевыми трубами и алюминиевым оребрением десятилетиями продаются на мировом рынке. Уже в 1970-х годах, американские General Electric и Bryant, подразделения компании Carrier, пытались адаптировать эти системы в наружных блоках. Однако пайка алюминиевых труб и трубные соединения между внутренними и наружными блоками, производящиеся на объекте, представляли определенные трудности. Кроме того, обслуживание и ремонт при возникновении утечки оказались чрезвычайно сложными для сервисных инженеров и, по этой причине, цельноалюминиевые теплообменники так и не получили широкого распространения.
Рис. 1. Традиционные теплообменники медь/алюминий (слева)
и плоские теплообменники с алюминиевыми трубками (справа).
Змеевики цельноалюминиевых теплообменников, называемые микроканальные, были разработаны в 2008 году, после чего производители автомобильных компонентов Luvata и Delphi приступили к продаже микроканальных теплообменников. Впоследствии, Carrier и другие компании начали процесс их адаптации к своему кондиционерному оборудованию. В настоящий момент, ведущие японские производители автомобильных кондиционеров, такие как Denso и Sanden, а также некоторые китайские предприятия, например Sanhua и DunAn, выпускают цельноалюминиевые теплообменники.
Микроканальные теплообменники
Микроканальные теплообменники использовались в автомобильной промышленности на протяжении 20 лет, однако на традиционном кондиционерном рынке данная технология появилась относительно недавно.
Микроканальные конденсаторные теплообменники используют цельноалюминиевую конструкцию с паянным оребрением. Змеевик состоит из трех компонентов: плоская микроканальная трубка, оребрение, расположенное между микроканальных трубок, и две хладагентных магистрали.
Качество и конструктивная целостность теплообменников могут быть оптимизированы благодаря необходимости лишь одной пайки – по сравнению с 200 или 300 ручных паяных соединений у традиционных устройств типа медь/алюминий (Cu/Al).
По словам компании Luvata, производителя змеевиков для теплообменников, микроканальные системы отличаются следующими особенностями:
Использование цельноалюминиевых теплообменников возрастает
В Японии, производители автомобильных компонентов приступили к применению алюминиевых теплообменников раньше представителей климатической отрасли. Однако с учетом устойчивого повышения цен на медь, кондиционерные компании наращивают темпы разработки алюминиевых устройств. В феврале 2009 года, предприятие Corona анонсировало ввод в эксплуатацию первого на рынке чрезвычайно стойкого к коррозии алюминиевого теплообменника в некоторых моделях своих водонагревателей на базе теплового насоса Eco Cute (спецзаказ), что существенно уменьшает вес системы и делает ее более компактной. Данная технология была разработана в сотрудничестве с Японской Организацией по Разработке Новой Энергетической и Промышленной Технологии NEDO.
26 января 2012 года, компания Daikin выпустила серию коммерческих систем Zeas на основе теплового насоса, оснащенную первым в отрасли цельноалюминиевым микроканальным теплообменником (по данным издания JARN за март 2012 года). Вес наружного блока модели мощностью 5 л.с. была понижен с 80 кг до 59 кг – наиболее легкий на рынке.
8 июля 2013 года, компания Mitsubishi Electric анонсировала выход на рынок – с 1 октября 2013 года – 15 моделей наружных блоков VRF-системы City Multi PUHY-P YLM-A, демонстрирующих наивысший в отрасли Годовой Коэффициент Производительности APF благодаря применению первого на рынке теплообменника с плоскими люминиевыми трубками в наружном блоке.
VRF-система
Mitsubishi Electric PUHY-P YJM-A |